Как помочь ребенку развить связную речь

     Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития. В очень сложном положении оказываются те дети, которые при поступлении в школу почти не владеют или плохо владеют устным пересказом, не умеют «связно рассказывать» о различных событиях своей жизни, о просмотренных фильмах и пр.

     Как родители могут помочь ребенку развить связную речь? Прежде всего, родители, могут специально создавать ситуации, стимулирующие развитие навыков общения.

     Чаще просите ребенка рассказывать, что он видел, где бывал, что делал. Выслушивайте его рассказ до конца, помогайте при затруднениях. Пусть ребенок повторит свой рассказ другому человеку – папе, бабушке, дедушке, знакомым.

    Просите пересказать то, что вы прочитали ребенку вслух. Задавайте вопросы по содержанию текста. Лучше всего для этого подойдут народные сказки, небольшие рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. Пришвина и В. Бианки. Если вы посмотрели с ребенком спектакль или фильм, пусть он расскажет об увиденном тому, кто с вами не был. Только не допускайте пересказывания стихов! Некоторые дети стремятся пересказать стихотворение своими словами. Следите, чтобы все слова, ударения и рифмы были на своих местах, - именно это формирует чувство ритма.

     Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

    Создавайте фотоальбомы о жизни ребенка. Это могут быть альбомы о летнем отдыхе, о домашних делах, о его комнате, о вашей семье, о домашнем любимце и т.п. Альбом нужно не просто сделать и убрать, а обсудить каждую фотографию с ребенком. Пусть он расскажет, кто снят, что он делает, что было до и после этого. Это должен быть настоящий, а не виртуальный альбом. Ребенок может взять его в руки, посмотреть ещё раз, показать друзьям, отнести в детский сад. Хорошо, если фотографии наклеены в небольшой альбом для рисования и рядом записан рассказ ребенка. Тогда взрослый, которому ребенок показывает свой альбом, может помочь ему при затруднениях наводящими вопросами.

     Развитие связной речи ребенка - это творческий процесс. Игры и упражнения для развития речи и словарного запаса призваны подключить воображение, самостоятельно интерпретировать слова и понятия, через зрительные образы запоминать значения слов. Развитие связной речи является необходимым условием успешности обучения ребенка в школе.

.

 

Что делают учителя - логопеды?

Широко распространенное мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное звукопроизношение. Это не совсем так. 

Глобальной целью логопедического воздействия является РАЗВИТИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ в целом, а именно: 

Развитие общей речевой активности; 

Развитие физического и речевого слуха; 

Развитие артикуляционной моторики; 

Коррекция звукопроизношения; 

Развитие грамматического строя речи; 

Обучение навыкам словообразования и словоизменения; 

Накопление словарного запаса; 

Развитие связной речи; 

Формирование элементарных учебных навыков; 

Формирование предпосылок к обучению грамоте; 

Профилактика нарушений чтения и письма. 

В ходе коррекционно-логопедической работы попутно решается ряд дополнительных задач:

Развитие психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления); 

Совершенствование и развитие познавательной деятельности; 

Формирование учебных навыков. 

Направления профессиональной деятельности учителя-логопеда

дошкольного образовательного учреждения:

1. Раннее выявление речевых нарушений 

2. Создание благоприятных условий для всестороннего развития ребенка, профилактика и коррекция выявленных нарушений с учетом структуры дефекта, причины его возникновения и компенсаторных возможностей каждого ребенка. 

Формы работы с детьми:

· индивидуально - коррекционные занятия; 

· подгрупповые занятия. 

Формы работы с родителями:

Родительские собрания. ("Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы", "Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе", "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму", "Итоги коррекционной работы за год".) 

Домашние задания. (Логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания) 

Дни открытых дверей. (Родители могут посетить индивидуальные и подгрупповые занятия, посмотреть, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать.) 

Консультации - практикумы. (Совместно с детьми родители малыми подгруппами или индивидуально разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях). 

Информационное просвещение:

- знакомство с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования; 

- знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи; 

- знакомство с методами коррекционно-развивающего воздействия.

 

cldmusic2.gif

Памятка Как защититься от коронавируса

uCoz